Инвестиционная привлекательность региона и муниципалитета

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования

Рубрика: 15. Региональная экономика

Статья просмотрена: 6061 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова Г. Р. Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Реноме, 2020. — С. 197-199. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2075/ (дата обращения: 28.03.2020).

Инвестиционная деятельность муниципального образования (МО) является важной составляющей его экономической системы и играет огромную роль в функционировании всего муниципального образования. От уровня ее развития зависит объем общественного производства, структура экономики, занятость населения, доходы бюджета.

Чтобы привлечь инвестиции необходимо быть инвестиционно привлекательным. Процесс формирования инвестиционной привлекательности начинается с понимания таких моментов[1]:


что нужно инвестору от объекта?

как инвестор подходит к оценке инвестиционной привлекательности?

на каких факторах инвестор основывается в решениях о рассмотрении проекта и его финансирование?

Лучшие платформы бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Намного увеличить пополнение муниципального бюджета в современном мире возможно только с помощью инвестиций. Этот процесс позволяет укрепить конкурентоспособность муниципального образования, раскрыть инвестиционный потенциал, формировать благоприятный инвестиционный климат.

Основным элементом инвестиционного процесса является инвестиционная привлекательность, которая формируется посредством инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

В определении, которое предлагает И.А.Бланк, основные составляющие инвестиционной привлекательности являются обобщающей характеристикой инвестиционных качеств конкретного объекта и оцениваются конкретным инвестором. Один из основных этапов разработки принятия инвестиционного решения, определяющий наиболее эффективные пути использования капитала в ходе инвестирования, – определение отдельных направлений инвестиционной деятельности. При это оценивается объект инвестирования, а также основные факторы, влияющие на него. С этой точки зрения, инвестиционная привлекательность – обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора[3, 228].

Другой российский ученый-экономист Л.Машкин подчеркивает, что понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного инвестирования[4, 209-215].

Инвестиционная привлекательность – это совокупность объективных свойств и условий осуществления инвестиций в муниципальное образование с точки зрения предпочтений конкретного инвестора/

Инвестиционный потенциал муниципального образования – это совокупность объективных социально-экономических свойств муниципального образования, имеющих высокую значимость для потенциальных инвесторов и способствующих развитию инвестиционных процессов, протекающих на местном (муниципальном) уровне хозяйствования. Итак, инвестиционная привлекательность определяется состоянием инвестиционного потенциала и уровнем инвестиционного риска. Инвестиционная активность – реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе и характеризуется интенсивностью инвестиций. [ 6]

Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Важно отметить, что администрации муниципальных образований играют существенную роль в поддержке и стимулировании инвестиционной деятельности в своих регионах. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики. Инвестиционная политика – один из инструментов администрации, который может оказать существенное влияние на состояние инвестиционной привлекательности муниципального образования. Ряд ученых выделяют особенности инвестирования, среди которых можно выделить:

  1. высокий уровень дифференциации социально-экономического развития, обусловленный, в первую очередь, географическим положением, природными ресурсами, административными особенностями;
  2. незначительные бюджетные возможности в сравнении с бюджетами других уровней;
  3. низкая степень муниципального нормотворчества в области инвестиционных отношений, что, в первую очередь, связано с разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти;
  4. градообразующий характер большинства инвестиций, играющих помимо финансово-экономической, важную социальную роль;
  5. наличие мощных рычагов управления инженерно-кадастровой инфраструктурой;
  6. наличие значительных объемов невостребованной муниципальной собственности;
  7. штатные ограничения в администрациях муниципальных образований, что требует привлечения специалистов, занятых в нескольких специфических областях управления, и не позволяет в должной степени концентрироваться на реализации перспективных инвестиционных решений.

Согласно выводам экспертов наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему[4].

Инвестиции: учеб. /С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев: под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 440 с.]

Инвестиционная деятельность: Учебное пособие/ Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой . – М.: КНОУС, 2005 . -432 с .

Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: Учебник/ И.Я. Лукасевич. – М.: Экмо, 2008. – 768.12

Машкин В Управление инвестиционной привлекательности реального сектора экономики региона. Машкин В. – Режим доступа: www / bkg . ru

    Ярмухаметов В.Г. Управление инвестиционной деятельностью муниципальных образований [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук / В.Г. Ярмухаметов. – Уфа, 2009. – 26 с.

Инвестиционная привлекательность муниципального образования

Введение

Для оценки инвестиционной привлекательности субъекта экономики предлагается методика согласования инвестиционного контракта между инвестором и субъектом экономики. В рамках такой методики описаны характеристики, оценивающие инвестиционную привлекательность субъекта экономики. В действительности, такая методика может быть использована для решения более широкого круга задач, в частности, в задаче рационального заимствования субъектом экономики средств одновременно у различных инвесторов, либо в задаче рационального размещения средств инвестором у различных субъектов экономики.

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Глава 1 Сущность и критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования

1.1 Инвестиционный потенциал

В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный, происходит массированная реструктуризация и реорганизация экономики регионов, инициируются сложные глубинные трансформации. Становится очевидным, что ответственность за решение социально-экономических проблем территории должны взять на себя как федеральный центр, так и сами регионы и муниципальные образования.

В настоящее время инвестиции, их объем, состав (типы), дифференциация по направлениям и формам собственности, представляют весьма существенную основу хозяйственного развития страны, ее регионов и муниципальных образований, стратегическое острие которой направлено на существенное повышение благосостояния народа.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики – это вопрос развития производств, снижения вероятности социальных взрывов и фактор реструктуризации хозяйственной системы территории. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг на новый уровень. Но шаг – это еще не решение проблемы. Осуществить задачу экономического развития возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности, стремясь к наиболее полной реализации объективных возможностей территории и условий деятельности предприятий, не боясь отказываться от привычного во имя целесообразного. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью – ключевой вопрос текущего момента.

Что же такое «инвестиционная привлекательность» муниципального образования?

Понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принято выделять «инвестиционный потенциал», — количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» — ее качественную характеристику. Однако, не стоит забывать и то, что на предпочтения инвестора влияет гораздо более широкий круг факторов (включая культурные и психологические), чем те, что традиционно умещают в рамки «инвестиционного потенциала» и «инвестиционного риска». Поэтому, процесс реализации инвестиционной привлекательности – это творческий, индивидуализированный и, требующий «понимающих» подходов, процесс.

Инвестиционный потенциал муниципалитета характеризуется совокупностью объективных предпосылок для осуществления инвестирования, которые могут быть измерены и выражены в виде количественных показателей. Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала признаются следующие факторы:

— ресурсно-сырьевой потенциал, то есть средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов: минерально-сырьевых, земельных, водных, лесосырьевых, рекреационных;

— производственный потенциал – показатель учитывающий уровень и структуру валового продукта территории, долю убыточных предприятий, уровень производства промышленной продукции на душу населения, долю затрат на воспроизводство основных фондов, иными словами, он отражает совокупный результат хозяйственной деятельности на анализируемой территории;

— потребительский потенциал – выражает совокупную покупательную. способность населения региона и измеряется денежными доходами в среднем на душу населения, соотношением доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения, среднемесячной заработной платой работников в экономике, соотношением среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, долей платных услуг в денежных расходах населения;

— инфраструктурный потенциал – отражает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обустроенность;

— интеллектуальный потенциал, который отражает образовательный уровень населения через показатели удельного веса специалистов с высшим и средним образованием на 10 тыс. человек населения, количество высших учебных заведений, количество профессорско-преподавательского состава количество обучающихся в аспирантурах и докторантурах;

— институциональный потенциал – отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики и выражается через количество кредитных организаций, их совокупный уставной капитал, величину долей государственных, частных и смешанных предприятий;

— инновационный потенциал – выражается в показателях количества академических научных учреждений, количество разработанных и внедренных инновационных проектов.

— трудовой потенциал – выражается через показатели численности трудоспособного населения, численность экономически активного населения, уровень безработицы, естественный прирост на 1000 жителей, средней продолжительности жизни населения, уровень миграции населения;

— финансовый потенциал территории, характеризуется прибыльностью предприятий, объемом налоговой базы, доходностью бюджета территории.

1.2 Инвестиционный риск

Другая составляющая инвестиционной привлекательности, понятие «инвестиционный риск», отражает целесообразность осуществления капиталовложений на данной территории, вероятность потери инвестиций или дохода от них. В отличие от факторов инвестиционного потенциала, инвестиционный риск – более динамичная характеристика, способная измениться в сравнительно короткий промежуток времени. В рамках понятия «инвестиционный риск» выделяются следующие составляющие:

— экономический риск – показатель, отражающий тенденции в экономическом развитии региона;

— политический риск – представляющий тенденции политической жизни территории;

— социальный риск – отражающий уровень социальной напряженности;

— экологический риск – связан с уровнем загрязнения окружающей среды;

— криминальный риск – отражает уровень преступности в регионе с учетом тяжести совершаемых преступлений.

Инвестиционный риск в отдельном регионе или на отдельной территории является составной частью, используемого в международной практике понятия «кантри-риска», являющегося обобщенной характеристикой данной страны в целом, как делового партнера с учетом различных политических и экономических факторов. «Кантри-риск» отражает вероятность нежелательного развития сделок с предпринимателями и предприятиями данной страны, когда становится трудным или невозможным не только получение первоначально планируемых выгод, но и само выполнение сделки и возврат вложенного капитала. Таким образом, инвестиционный риск территории органически связан с показателем «кантри-риска».

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность связывают с предпочтениями инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Согласно выводам экспертов, наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему.

Из этого следует неутешительный вывод: традиционные возможности оперативного изменения инвестиционной привлекательности весьма ограничены. Того повышения инвестиционной привлекательности, которое они могут обеспечить, совершенно недостаточно для изменения сложившихся негативных тенденций. Другими словами, существующие сегодня представления не позволяют обеспечить привлечение необходимого для экономики потока инвестиций.

В настоящее время существует несколько подходов к определению инвестиционной привлекательности территории:

— сопоставление величин реальных и нормативных капиталовложений;

— расчет простого индекса инвестиционной привлекательности по отношению реальных и нормативных капиталовложений;

— расчет расширенного индекса инвестиционной привлекательности, который определяется как среднее геометрическое индексов инвестиционной привлекательности и объема капиталовложений.

В нашей стране и за рубежом многие организации занимаются расчетами инвестиционной привлекательности тех или иных стран и регионов. Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционной привлекательности, предоставленное этими организациями, дают инвестору пищу для предварительных размышлений при выборе региона для приумножения своего капитала. При этом наиболее привлекательными оказываются регионы и территории с высоким инвестиционным потенциалом и низким фактором риска.

Эти районы характеризуются накопленной в процессе многолетней хозяйственной деятельности инфраструктурной освоенностью территории, высоким инновационным и интеллектуальным потенциалом населения, сравнительно высокой диверсификацией отраслей экономики, авторитетной властью. Непривлекательными в инвестиционном плане являются районы с низким потенциалом и высоким риском. Но и они, несмотря на то, что не могут претендовать на высокое место в интегральном рейтинге, могут рассчитывать на интерес инвесторов, ориентированных на инвестиции в узкую сферу, например, в уже действующую добывающую промышленность или, пришедших на высоко рискованную территорию, ради получения сверхприбылей.

Анализ связи между инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском в условиях России, свидетельствует о диалектическом соотношении этих факторов. Так, регионы с наименьшим риском, как правило обладают наибольшими потенциалами и наоборот. Увеличение рейтинга инвестиционных рисков по мере снижения рейтинга интегрального потенциала – это довольно общая для российских регионов тенденция. Наиболее сильно она выражена для экономического и криминального рисков, в наименьшей степени для социального и политического рисков. Еще одной закономерностью является то, что экономическая интеграция российских регионов между собой усиливает их инвестиционный потенциал.

Еще одним показателем соотношения риска и потенциала являются личные вклады населения: оказывается, что чем выше экономический потенциал группы регионов и чем ниже инвестиционный риск, тем больше и абсолютные, и душевые размеры вкладов населения. Это показывает, что высокий инвестиционный риск чутко ощущается населением, опасающимся делать вклады в собственных инвестиционно непривлекательных регионах. Удельный вес накопленных капитальных вложений и иностранных инвестиций демонстрирует тенденцию к снижению по мере снижения инвестиционного потенциала региона. При этом отмечается, что иностранные инвестиции в большей мере согласуются с уровнем инвестиционного риска, в то время как российские следуют за инвестиционным потенциалом.

В итоге регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда органы управления сделают своей приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств экономики, как прозрачность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, а так же собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора экономики станет устойчивой тенденцией.

Политика реализации инвестиционной привлекательности территории осуществляется исходя из реалий баланса факторов, сосредоточенных в сфере политики и экономики, однако можно выделить наиболее общепринятые действия:

— развитие регионального инвестиционного законодательства;

— поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления гарантий и льгот;

— формирование инвестиционной открытости и привлекательности территории, ее инвестиционного имиджа;

— проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций;

— формирование инвестиционной инфраструктуры (залоговые фонды, перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.);

— разработка системы взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата территории и оживление инвестиционной активности;

— создание инвестиционных пакетов, то есть наборов инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы территории с программой распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и рисков между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости).

В целом, работа по реализации инвестиционной привлекательности территории неотрывна от инвестиционной политики государства и субъекта федерации, и призвана дополнять и углублять ее всеми возможными путями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принято выделять «инвестиционный потенциал», — количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» — ее качественную характеристику.

Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность территории.

2.1 Природно-ресурсный потенциал

Тюменская область образована 14 августа 1944 года. Располагается в центре Евразии, на западе азиатской части России, омывается водами Карского моря. Тюменская область простирается от степей Казахстана до берегов Северного Ледовитого океана и занимает большую часть Западно-Сибирской равнины. По размерам территории область уступает лишь двум субъектам Российской Федерации – Республике Саха (Якутии) и Красноярскому краю.

Площадь территории 1435,2 тыс. кв.км, численность населения 3430 тыс. чел.

Административный центр — г. Тюмень (расстояние от Тюмени до Москвы — 2144 км).

Рис.1 Тюменская область на карте России

Благоприятное экономико-географическое положение региона определяется близостью к экономически развитым районам европейской части страны, прежде всего к Уралу, обеспеченностью разнообразными природными ресурсами. Эти факторы, наряду с политической стабильностью, составляют инвестиционную привлекательность области, являются условиями экономического развития региона.

Экономический потенциал Тюменской области подтверждается абсолютной величиной вклада в формирование валового внутреннего продукта Российской Федерации. По объему валового регионального продукта в расчете на душу населения область не имеет себе равных в России.

Тюменской областью совместно с Ханты-Мансийским — Югрой и Ямало-Ненецким автономными округами принята и реализуется областная целевая программа «Сотрудничество», которая направлена на сохранение общественно-политической стабильности, создание более качественных условий жизни населения и активное социально-экономическое развитие территорий.

Административно-территориальное деление

В состав Тюменской области входят два равноправных субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийский — Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа. В области насчитывается 29 городов, 38 районов, 34 поселка городского типа, 1537 сельских населенных пунктов. Действуют 483 муниципальных образования и 428 сельских администраций. В городских поселениях преобладают малые с численностью населения до 50 тыс. человек (83%), в них проживает треть горожан. Среди сельских населенных пунктов большая часть (66%) приходится на деревни с населением от 50 до 1000 человек.

Природные ресурсы

Область располагает заметными в мировом масштабе ресурсами углеводородного сырья, в ее недрах сосредоточена основная часть разведанных запасов нефти и газа России. К уникальным нефтяным месторождениям относятся Самотлорское, Холмогорское, Красноленинское, Федоровское и др., газовым — Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и др. По оценкам специалистов богатые углеводородные зоны находятся на полуострове Гыдан и в Карском шельфе зоны Ямала, большие перспективы связаны с освоением Уватской группы месторождений в южной части области.

На территории области производится добыча торфа, сапропелей, кварцевых песков, кирпичных и керамзитовых глин, известняков, строительного камня. Выявлено и в разной степени разведано около 400 месторождений сырья для производства строительных материалов.

Область богата запасами пресной воды. Имеются значительные ресурсы минеральных вод. В подземных водах содержится более половины российских запасов йода и брома.

2.2 Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе

В течение 9 месяцев 2020 года в регионе отмечается устойчивая динамика роста в реальном секторе экономики. К положительным факторам следует отнести рост промышленного и сельскохозяйственного производства, начавшееся восстановление инвестиционной активности и потребительского спроса, высокие объемы жилищного строительства, низкий уровень регистрируемой безработицы.

Учреждения социальной сферы и системы жизнеобеспечения работают в нормальном режиме. Сохраняется тенденция роста численности населения.

Промышленное производство

Индекс промышленного производства по итогам 9 месяцев 2020 года составил 131,6% при среднероссийском показателе 108,9%.

Добыча полезных ископаемых

Добыча нефти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 75,7% и составила 3,7 млн. тонн. Началась добыча нефти в промышленных масштабах на новом Тямкинском месторождении Уватского района. Добыча местных строительных материалов (песка, глины) увеличилась на 15,4%.

Обрабатывающие производства

Наиболее весомый вклад в развитие промышленности вносят предприятия обрабатывающего сектора производства.

По итогам 9 месяцев 2020 года индекс производства в обрабатывающем секторе промышленности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 24%, в том числе в производстве нефтепродуктов — на 48,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 42,5%, машин и оборудования — на 39%, прочих неметаллических минеральных продуктов — на 30%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — на 27,7%, производстве резиновых и пластмассовых изделий — на 18,6%, пищевых продуктов — на 8,8%.

Производство дизельного топлива возросло в 2,2 раза, фанеры клееной — на 24,1%, древесно-стружечных плит — на 18,2%, минеральных тепло — и звукоизоляционных материалов и изделий — на 64,4%, товарного бетона — на 35,2%, сборных железобетонных деталей и конструкций — на 12,9%.

В машиностроении значительно увеличился выпуск автомобильных аккумуляторов (на 56,7%), а также контрольно-измерительных приборов и инструментов. Наращивается производство лекарственных средств — в 2,1 раза (в фактически действовавших ценах), синтетических смол — на 17,6%.

Благодаря стабильному спросу предприятия пищевой промышленности увеличили производство основных видов продукции: мяса и субпродуктов убойных животных — на 20,1%, полуфабрикатов мясных замороженных — на 19,5%, полуфабрикатов мясных охлажденных — на 15,3%, колбасных изделий — на 5,2%, товарной пищевой рыбной продукции — на 29,5%, сыров — на 30%, цельномолочной продукции — на 11%, муки — на 12,3%.

В то же время по отдельным видам продукции произошло сокращение объемов производства. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск мясных консервов снизился на 20,4%, молочных консервов — на 23,3%, кондитерских изделий — на 12%, пива — на 47,4%, водки — на 29,4%.

По сравнению с 9 месяцами 2009 года отмечается спад в текстильном и швейном производстве — на 34,5%, производстве обуви — на 37,5%, транспортных средств и оборудования — на 24,1%, химическом производстве — на 15%, обработке древесины и производстве изделий из дерева — на 3,8%.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс производства в январе-сентябре 2020 года составил 102,3%. За 9 месяцев текущего года выработано 8,5 млрд. кВт-час электроэнергии, что практически соответствует уровню соответствующего периода предыдущего года, производство теплоэнергии возросло до 10,98 млн. Гкал (на 13,7%).

Агропромышленный комплекс

В АПК продолжается рост объемов производства основных видов продукции животноводства. По итогам 9 месяцев 2020 года хозяйствами всех категорий произведено 76,9 тыс. тонн мяса (104,3% к соответствующему периоду предыдущего года), 438,1 тыс. тонн молока (103,9%), 1004,6 млн. шт. яиц (102,8%). Отмечается рост продуктивности молочного скота и птицы. Надой молока на одну корову увеличился на 4% (до 3858 кг), яйценоскость кур-несушек — на 2,5% (до 248 штук).

Продолжается создание современной технологической базы в животноводстве. В хозяйствах области действует 16 современных молочных комплексов, еще 4 объекта планируется ввести до конца текущего года. Обновляется генетический потенциал молочного животноводства, за 9 месяцев 2020 года завезено 1,8 тыс. голов племенных животных молочных пород зарубежной селекции. В хозяйствах населения функционируют 22 мини-фермы, до конца года будет введено еще 14.

С начала года хозяйствам населения для обновления стада реализовано по льготным ценам около 900 голов племенного и улучшенного молодняка крупного рогатого скота, 2981 голова племенных свиноматок, предоставлено 10,5 тыс. тонн комбикормов.

Развитию малых форм хозяйствования на селе способствуют сельскохозяйственные потребительские и кредитные кооперативы. Сумма займов, выданных кредитными кооперативами, за 9 месяцев текущего года выросла к соответствующему периоду предыдущего года на 18,6%, объем совокупной деятельности потребительских кооперативов увеличился на треть. Хозяйствами населения реализовано 44,5 тыс. тонн молока, что на 6,3% больше объемов аналогичного периода прошлого года.

Завершена уборка зерновых культур, картофеля и овощей. Неблагоприятные погодные условия в период вегетации снизили объемы производства продукции растениеводства. По предварительным данным валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 1229,2 тыс. тонн (80% к уровню прошлого года).

Для нужд животноводства в зимне-стойловый период 2020 годов сельскохозяйственными организациями области создан необходимый запас грубых и сочных кормов.

Строительство

В январе-сентябре 2020 года организациями, осуществляющими строительную деятельность, выполнено работ собственными силами на сумму 41,8 млрд. рублей, что на 2% (в сопоставимых ценах) выше уровня соответствующего периода предыдущего года.

Ранее созданные заделы позволяют сохранять высокие объемы ввода жилья. Организациями всех форм собственности введено 898,6 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 10,3% превышает аналогичный показатель 2009 года. При этом 33,8% общего объема (303,6 тыс. кв. метров) построено индивидуальными застройщиками (98,9% к соответствующему периоду предыдущего года).

Развитию индивидуального жилищного строительства способствует выделение во всех муниципальных образованиях области земельных участков, обеспечение инженерными коммуникациями которых ведется за счет средств регионального бюджета.

При содействии Правительства области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов по созданию новых, расширению и модернизации действующих предприятий.

За истекший период 2020 года введены в эксплуатацию: новый лесоперерабатывающий завод компании «Загрос» в г. Заводоуковске (мощностью до 30 тыс. куб. метров высококачественных пиломатериалов в год при односменном режиме работы); вторая технологическая очередь «Антипинского НПЗ», увеличившая мощности предприятия по первичной переработке нефти до 4 млн. тонн в год.

Продолжена реализация компанией «ТНК-ВР» Уватского проекта по освоению месторождений нефти. Введено в опытно-промышленную эксплуатацию новое Тямкинское месторождение, строятся вахтовый жилой комплекс и газотурбинная электростанция на Усть-Тегусском месторождении.

Компанией «Тобольск-Полимер» продолжено строительство первой очереди комплекса нефтехимических производств в г. Тобольске, предусматривающей организацию выпуска более 500 тыс. тонн полипропилена в год. Осуществляется строительство новых электрогенерирующих мощностей в городах Тюмени и Тобольске. Ведутся работы по строительству и реконструкции сооружений коммунальной инфраструктуры для обеспечения централизованного доступа жителей области к соответствующим услугам. Продолжается газификация населенных пунктов области.

Приоритетным инвестиционным направлением остается социальная сфера региона. В городах и районах области за счет средств бюджета строятся объекты здравоохранения, образования, спортивные сооружения. Проводится реконструкция и реставрация памятников истории и культуры.

Малый бизнес

По данным Тюменьстата, по состоянию на конец 2009 года на территории Тюменской области (без автономных округов) зарегистрировано 54832 субъекта малого предпринимательства, из них 17592 малых (включая микро) предприятия и 37240 индивидуальных предпринимателей.

На территориях городов и муниципальных образований функционируют 26 территориальных представительств Фонда развития и поддержки предпринимательства, где организованы опорно-консультационные пункты. Развивается компьютерная сеть, соединяющая все территориальные представительства в единую информационную базу данных с использованием возможностей Интернет-связи. Кроме того, через них контролируется эффективность и целевое использование займов, своевременная уплата процентов и возврат основного долга со стороны заемщиков.

За 9 месяцев текущего года субъектам малого и среднего предпринимательства при государственной поддержке из областного бюджета различными некоммерческими организациями оказано свыше 19 тысяч консультационных, бухгалтерских, юридических услуг, проведено 82 семинара по различным тематическим направлениям. Происходит размещение резидентов в бизнес-инкубаторах городов Тюмени и Тобольска. Действует Гарантийный фонд, за 9 месяцев 2020 года поручительства предоставлены 41 субъекту малого и среднего бизнеса.

Цены

Индекс потребительских цен в сентябре 2020 года к декабрю предыдущего года составил 105,8%, тогда как годом ранее 108,8%. При этом цены на продовольственные товары повысились на 5,4%, непродовольственные товары — на 3,7%.

Из продовольственных товаров наиболее существенно подорожала плодоовощная продукция — на 26,7%, крупа и бобовые — на 17,6%, в наименьшей степени рыба и морепродукты — на 0,9%, мясо и птица — на 2,1%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 3,9%.

Снижение цен наблюдалось на макаронные изделия — на 4,4%, яйцо куриное — на 1%, масло подсолнечное — на 0,2%.

На платные услуги населению рост цен и тарифов за 9 месяцев 2020 года составил 10,2% (за аналогичный период прошлого года — 10,6%).

Потребительский рынок

С марта текущего года отмечается тенденция постепенного увеличения потребительского спроса. За январь-сентябрь 2020 года оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года на 3,1%. Объем оборота розничной торговли составил в целом 121,2 млрд. рублей, в расчете душу населения — 90,4 тыс. рублей.

Для продвижения продукции тюменских товаропроизводителей с ноября 2009 года проводится широкомасштабная акция «Покупаем Тюменское!», которую поддержало более 1300 предприятий торговли во всех муниципальных образованиях области. Среди них крупные торговые сети «Лента», «Перекресток», «Мосмарт», «Мегамарт», «Пчелка», «Монетка», в которых заметно возрос объем продаж товаров местного производства.

Оборот общественного питания снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,4% и составил 8,2 млрд. рублей.

Населению области оказано платных услуг на сумму 34,2 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах — 102,7%. На душу населения оказано платных услуг на сумму 25,4 тыс. рублей.

Наблюдается рост физического объема услуг связи, правового характера, системы образования, культуры, бытовых, медицинских, ветеринарных и туристских услуг.

Рынок труда

На 01.10.2020 года численность зарегистрированных безработных составила 4,8 тыс. человек, что на 1,1 тыс. человек меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,7% от численности экономически активного населения при 0,83% на соответствующую дату предыдущего года. Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы — 0,4 человека на 1 вакансию.

Уровень жизни населения

Денежные доходы населения в расчете на одного жителя за январь-сентябрь 2020 года составили 16,5 тыс. рублей и выросли по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 1,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения относительно соответствующего периода 2009 года снизились на 2,9%.

Номинальная среднемесячная заработная плата за январь-сентябрь составила 21,5 тыс. рублей и на 10,7% превысила уровень аналогичного периода 2009 года. Реальная заработная плата возросла на 4%.

Демография

По предварительным данным, численность населения региона на

1 октября 2020 года составила 3430,3 тыс. человек и увеличилась по сравнению с соответствующей датой предыдущего года на 0,8%.

Росту численности населения способствует положительная тенденция превышения рождаемости (темп роста — 101,7%) над смертностью (100,7%). Естественный прирост населения составил 3059 человек, что на 6,1% выше аналогичного прошлогоднего показателя. Сохраняется также положительное миграционное сальдо. Миграционный прирост за январь-сентябрь текущего года составил 6060 человек, что на 23,4% больше, чем за 9 месяцев 2009 года.

Социальная сфера

Деятельность отраслей социальной сферы осуществляется в рамках областных целевых программ, направленных на создание необходимых условий для повышения качества жизни населения области.

В сфере образования за счет средств областного бюджета ведется строительство новых школ, выполняются необходимые ремонтные работы, приобретается новое оборудование. К началу 2020 учебного года построены 3 школы, до конца года ожидается ввод ещё одной школы. В соответствии с потребностью обновляется парк школьных автобусов.

Продолжается работа по освоению и внедрению в учебный процесс электронных образовательных ресурсов. Все образовательные учреждения оснащены компьютерным оборудованием и подключены к сети Интернет.

Организована работа по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ведется научно-методическая и информационно-разъяснительная работа по внедрению новых образовательных стандартов, определены школы — пилотные площадки.

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области в социальной сфере является демографическая политика, в рамках которой решаются задачи по снижению смертности, сохранению здоровья населения, повышению рождаемости.

Укрепляется материально-техническая база перинатальных центров, внедряются современные родовспомогательные технологии, применяются новейшие технологии диагностики, реанимации, интенсивной терапии новорожденных. В январе-сентябре 2020 года в области отсутствовали случаи материнской смертности.

Для снижения смертности населения от болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний продолжены мероприятия, направленные на раннее выявление данных видов заболеваний и своевременное лечение, а также мероприятия по информированию населения об основных факторах риска возникновения социально опасных заболеваний.

Завершается строительство Федерального центра нейрохирургии в г. Тюмени. Ведётся монтаж встроенной мебели, диагностического и медицинского оборудования.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Тюменской области созданы 13 центров здоровья на базе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования. В январе-сентябре 2020 года в указанных центрах прошли комплексное обследование 48,7 тыс. человек, в том числе более 1,3 тыс. подростков.

Реализуются мероприятия по формированию здорового образа жизни посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Удельный вес населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, по предварительным итогам 9 месяцев 2020 года составляет 25,7% от общей численности населения или 345,5 тыс. человек.

Жителям области в полном объеме предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные действующим федеральным и областным законодательством. Численность получателей мер социальной поддержки составляет почти 620 тыс. человек. Основными мерами социальной поддержки остаются возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте.

Продолжается реализация мероприятий по оказанию помощи по выходу граждан на самообеспечение. В январе-сентябре 2020 года помощь оказана 10516 семьям через организации АПК, центры занятости населения, учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения.

2.3 Состояние и перспективы развития ТЭК Тюменской области.

Тюменский топливно-энергетический комплекс традиционно занимают ведущее место в экономике региона. Отрасли нефтегазового сектора уже многие годы вносят решающий вклад в производство энергоносителей и сегодня являются определяющими в развитии экономики и региона и страны.

Ресурсный потенциал Западной Сибири, как основной нефтегазовой провинции страны, позволяет еще долгое время (ближайшие 25-30 лет) обеспечивать крупномасштабную добычу углеводородов, что отражено в Энергетической Стратегии России до 2030 года. Сосредоточенные здесь стратегические запасы углеводородов, позволяют сегодня обеспечивать добычу более 60 % нефти и 90 % естественного газа от общей добычи в стране.

В 2009году по Тюменскому региону добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 311 млн. тонн и естественного газа – 516 млрд. м3.

Многочисленные исследования свидетельствуют о значительных запасах углеводородов на Юге Тюменской области. Утвержденные в 1993 г. межведомственной комиссией, ресурсы углеводородов по южным районам Тюменской области составляют 1,4 млрд. тонн. Это подтверждают и данные научно-исследовательских институтов, оценки которых изменяютсяются в пределах 1,1 — 2,5 млрд. тонн.

В результате геологоразведочных работ в Уватском районе Тюменской области открыто 35 месторождений углеводородного сырья. Все они находятся на территории уже распределенного фонда недр. В промышленную разработку вовлечены Кальчинское и Зимнее месторождения, в опытно-промышленную разработку — Северо-Демьянское, Северо-Качкарское, Урненское и Усть-Тегусское месторождения, в пробную эксплуатацию-Тямкинское, Радонежское, Протозановское и Варьягское. Все остальные – еще в стадии геологического изучения. На 01.01.2020 года на юге Тюменской области на 36 лицензионных участках геологоразведочные работы на углеводородное сырье проводят 20 предприятий-недропользователей. Вовлечение в разработку запасов юга области позволит уже в ближайшей перспективе довести добычу нефти по южным районам Тюменской области до уровня 15 млн. тонн в год.

Результаты работы нефтедобывающей промышленности на юге Тюменской области в 2009г определялись объемами добычи нефти в 3,14 млн.т нефти, что более чем в 2,4 раза больше по отношению к 2008 году. Это способствовало, в первую очередь, ввод в эксплуатацию 2-х нефтяных месторождений Урненского и Усть-Тегусского. Объемы добычи нефти в текущем 2020 году с вводом еще одного месторождения (Тямкинского) будут значительно превышены 2009г. и прогнозируются на уровне 4,4-4,5 млн. тонн.

За минувшее десятилетие приросты запасов углеводородов в целом по региону зачастую не компенсировали даже уровней фактической добычи. Шло «проедание» разведанных запасов. Средний размер открываемых месторождений постоянно снижается, в структуре подготовленных запасов преобладают низкопродуктивные. Это предопределяет необходимость использования новых наукоемких технологий по поиску и разведке углеводородов.

Задача укрепления минерально-сырьевой базы нефтегазового комплекса Тюменской области носит приоритетный характер с точки зрения обеспечения финансово-экономической и энергетической безопасности России. Решение этой задачи во многом лежит в плоскости правового регулирования. Несовершенство законодательства, его противоречия, отсутствие достаточных гарантий инвесторам в части окупаемости вложенных средств, препятствуют притоку финансовых средств в геологоразведку. В регионе и в целом в России накапливается большое отставание по выполнению объемов геологоразведочных работ, предусмотренных лицензионными соглашениями, что неоднократно обсуждалось на коллегиях министерства природных ресурсов РФ и на региональном уровне в УрФО. В тесном контакте с министерством природных ресурсов России, агентством по недропользованию подготовлено и успешно проведено семь раундов аукционов по представлению прав пользования участками недр на территории юга Тюменской области. В прошлом 2009 году подготовлен и проведен очередной аукцион, по результатам которого будут выданы 2-е лицензии на углеводороды.

Экономика южных районов Тюменской области, в последние годы, характеризуется значительной активизацией работы предприятий нефтегазодобывающей отрасли. Развитие нефтегазодобычи за счет выхода предприятий ТЭК на освоение новых территорий послужило толчком к их комплексному развитию.

Основным сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии территории является отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктур. Реализация целевых региональных программ «Сотрудничество» и «Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов» послужило серьезным началом по развитию новых территорий юга Тюменской области и регионов Западной Сибири, граничащих с ним.

Правительство Тюменской области строит свою политику исходя из реальной ситуации в отраслях нефтегазового комплекса, существующих проблем и направлений их перспективного развития, чтобы сконцентрировать усилия на главных направлениях и реально повысить эффективность экономики области, увеличить объемы финансовых поступлений в бюджеты всех уровней. Именно это позволит, в конечном итоге, достичь главной цели — повысить качество и уровень жизни тюменцев. Между отдельными компаниями-недропользователями и Правительством области заключаются Экономические соглашения о взаимном сотрудничестве по социально-экономическому развитию районов, на территории которых расположены лицензионные участки. Цель этих документов — скоординировать взаимодействие сторон в сфере социально-экономического развития региона. Конкретные обязательства стороны берут на себя в работе по обеспечению жизнедеятельности местного населения, а также по охране природы при поиске, разведке и добыче углеводородов.

Так с 2004 года действует Соглашение о стратегическом сотрудничестве между Правительством Тюменской области и ТНК-ВР, предусматривающее взаимодействие нефтяной компании и Правительства в реализации на территории региона инвестиционных, производственных и социальных проектов

Вышеназванное Соглашение дало старт масштабной реализации крупнейшего инвестиционного проекта на территории области – Уватского. Его реализация во многом определяет стратегию развития нефтедобычи на юге области в ближайшие годы. Максимальный уровень добычи нефти в объеме 10 млн. тонн здесь намечается получить к 2020 году. Общий объем инвестиций за 20 лет реализации Уватского проекта составит более 20 миллиардов долларов США.

За несколько лет реализации Уватского проекта регион получил масштабный экономический и социальный эффект. Проект позволил более рационально эксплуатировать нефтяные месторождения, применять самые современные технологии, создавать новые рабочие места, увеличивать объемы промышленного производства.

Уватский проект становится локомотивом развития промышленности Юга области, в первую очередь, машиностроения, строительной индустрии, лесной отрасли, позволяет создавать новые рабочие места и продолжить работу по решению социальных проблем жителей Уватского района. У проекта сложная геологическая специфика — большое количество мелких месторождений, разбросанных на обширной территории, что требует серьезных затрат на инфраструктуру. На сегодня уже значительная часть объектов реализована. Это, в первую очередь, построен и пущен в эксплуатацию 300 км межпромысловый трубопровод и сопутствующие инженерные объекты по подготовке и транспорту нефти с Урненского и Усть-Тегусского месторождений. Только за четыре года (2007-2020гг.) в проект будет инвестировано более 69 млрд. рублей, из них 16,3 млрд. рублей в 2020 году. Эти средства будут направлены на реализацию геолого-технических мероприятий, эксплуатационное бурение, строительство трубопроводов, дорог, ЛЭП, поисковое и разведочное бурение, сейсмику.

Территорию юга Тюменской области, несмотря на возобновление в последние годы геологоразведочных работ, можно охарактеризовать как слабоизученную.

Правительством области разработана и реализуется областная целевая программа геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы Тюменской области на период до 2020 года. Она сконцентрировала в себе основные подходы региональной власти к вопросам дальнейшего геологического изучения недр, локализации ресурсного потенциала и подготовки объектов для добычи нефти.

Региональная программа геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы сформирована, исходя из принципиально нового подхода к стратегии геологического изучения нераспределенного фонда, который позволит осуществлять такие инвестиции с максимальной эффективностью. Главная цель программы — подготовка максимального количества участков фонда недр к лицензированию в предельно короткие сроки.

Основной целью инвестиционной политики области в сфере недропользования является максимальное вовлечение в эту сферу финансовых ресурсов из всех источников. Так, в 2008 г. финансирование геологоразведочных работ за счет бюджета РФ составило 72,49 млн. рублей, областного – 60,74 млн. руб. Продолжался рост вовлекаемых в эту сферу финансовых средств недропользователей. В 2008 году они профинансировали работы на лицензионных участках на сумму 4,4 млрд. руб. Разразившийся в 2008 году мировой финансово-экономического кризис внес в 2009 год соответствующие коррективы в объемы финансирования ГРР, которые снизились (как и в целом по отрасли), и составили 40 % от показателей 2008г. Учитывая тенденцию некоторой стабилизации экономики в конце 2009г.,рассчитываем, что текущий 2020год будет переломным по началу восстановления объемов финансирования ГРР.

Согласно принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, регион в долгосрочной перспективе ориентирован на инновационное развитие ведущих отраслей промышленности. Развитие отраслей ТЭК органически вписывается в общую стратегию социально-экономического развития Тюменской области. В настоящее время стратегическое планирование будущего нашего региона выходит на новый этап, предусматривающий взаимоувязку и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и межотраслевых приоритетов развития, позволяющих выстроить механизм оптимального использования имеющихся ресурсов.

Главным содержанием нового этапа развития экономики региона является формирование отраслей топливно-энергетического комплекса, связанных с глубокой переработкой углеводородов. Это, прежде всего, производство химической, нефтехимической продукции и материалов, нефтепродуктов. Сегодня на территории региона работают предприятия этих секторов экономики, на базе которых планируется модернизация, расширение и строительство новых производств высокого передела. Правительство Тюменской области продолжает курс на диверсификацию региональной экономики. Это появление и развитие новой для региона отрасли, как нефтепереработка, первые предприятия которой уже действуют на территории области. Идет полным ходом реализация концепции проекта по переработки нефти на Антипинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) мощностью 6 млн. тонн в год с современной технологической конфигурацией и глубиной переработки до 95%. И это конечно потребует применение современных технологий. Пуск новых мощностей (2-й этап) позволит перерабатывать начиная с 2020 года до 4 млн. тонн нефти. А последующими очередями предусматривается получение широкого спектра нефтепродуктов высокого передела, соответствующие экологическим требованиям стандартов ЕВРО, а также получение сопутствующий современных продуктов и материалов, востребованных на рынке. Модернизация и развитие традиционной отрасли региона – нефтегазохимической, рассматривается, в первую очередь, через реализацию современных новых инновационных технологий, что позволит совершить мощный рывок и выйти на международный уровень работы и по объему и по качеству выпускаемой продукции. Это касается Тобольского нефтехимического комбината, где в соответствии с программой ОАО «Сибур Холдинг» на промышленной площадке ООО «Тобольск-Нефтехим» предусматривается в ближайшие годы удвоение объемов переработки легких углеводородов и выйти на производство полипропилена ( 2020г.), а в дальнейшем и полиэтилена.

Разработка и реализация начиная с 2009г. на период до 2020г. нефтегазовыми компаниями комплексных программ эффективного использования легкого углеводородного сырья, включая попутный нефтяной газ, является одним из приоритетных направлений развития промышленности региона. В текущем 2020 году начинается реализация проектов по утилизации попутного газа в части его использования для выработки электроэнергии непосредственно на месте для нужд нефтепромыслов Уватского проекта.

В целях активизации и подъема экономики области в рамках реализации Стратегии экономического развития региона и учитывая значительный научно-производственный потенциал региона, Правительство Тюменской области проводит активную работу по формированию Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа (Тюменского ТЕХНОПАРКА). И конечно это будет способствовать: -динамичному развитию Тюменского нефтегазового комплекса; -коммерциализации разработанных прогрессивных технологий и других инновационных продуктов для нефтегазового сектора экономики; -улучшению инвестиционного климата; -расширение экспортных возможностей региона; -повышение деловой активности в научной и предпринимательской среде.

Таблица 1. Основные показатели работы ТЭК и

нефтехимической промышленности Тюменской области за 2009 год

Инвестиционная привлекательность региона

Термин «инвестиционная привлекательность» означает наличие условий инвестирования, влияющих на предпочтение инвестора в выборе того или иного объекта вложения средств. Объект инвестирования, экономик субъекта РФ — это территориально ограниченная открытая хозяйственна система, стремящаяся к формированию рыночных отношений с широким внешними связями, ориентированными на максимальное участие в мирохозяйственном разделении труда. В каждом случае инвестор конкретизирует для себя объект хозяйственной системы, в который он собираетс вкладывать денежные средства, и тогда этот объект характеризуется собственным набором наиболее значимых свойств инвестиционной привлекательности [1] .

Инвестиционная привлекательность региона (экономической системы) — это совокупность различных объективных признаков, свойств средств, возможностей системы, обусловливающих потенциальный спро на инвестиции. Инвестиционная привлекательность региона рассматривается в причинно-следственной связи с инвестиционной активность в регионе.

Инвестиционная активность региона представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона. Инвестиционная привлекательность является обобщенным факториальным признаком (независимой переменной), а инвестиционная активност региона — результативным признаком (зависимой переменной). Иным словами, инвестиционная привлекательность — аргумент (X), а инвестиционная активность — функция (У) инвестиционной привлекательности Соответственно, могут быть установлены тип и параметры этой объективно существующей зависимости, т.е. У = /(X). Инвестиционная активность может быть фактической, т.е. за отчетный период, и прогнозной определение которой также является весьма актуальной задачей. В зависимости от временного горизонта анализа, управления и прогнозировани (как и в случае с инвестиционной активностью) выделяются фактическа инвестиционная привлекательность региона и прогнозная. Основные методические положения их определения являются едиными.

Инвестиционная привлекательность включает в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск и характеризуется взаимодействие этих факторов.

Инвестиционный потенциал региона — совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств региона имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в основно капитал региона.

Региональные инвестиционные риски — неспецифические (некоммерческие) риски, обусловленные внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами регионального характера (регионального происхождения). К таким факторам относятся в первую очередь социально-политическая обстановка в регионе, отношение населения к процессам формирования рыночной экономики, состояние природной среды и др Наличие региональных инвестиционных рисков определяет вероятност неполного использования инвестиционного потенциала региона.

В соответствии с методологией каждый из российских регионов рассматривается через призму формирования его конкурентоспособности, заложить фундамент которой призваны инвестиции в основной капитал —В масштабные инвестиции как в новые технологии, так и в региональну социальную сферу. Иначе говоря, инвестиционная привлекательность российских регионов рассматривается как важный компонент их конкурентоспособности на глобальных и межрегиональных рынках.

Известны национальные рейтинги инвестиционного климата и рисков, периодически публикуемые ведущими журналами мира (Еиготопеу The Economist), а также наиболее именитыми рейтинговыми агентствам (Moody’s IBCA). Международные рейтинговые агентства традиционн относят Россию к числу развивающихся стран. За последние нескольк лет повысился кредитный рейтинг России до отметки «ВВ+», по оценка агентства Fitch Railing, и до отметки «ВВ», по оценкам агентства Moody’s что свидетельствует о высоком уровне кредитоспособности России Начиная с 2000 г. Россия вошла в десятку стран с наиболее динамичн и успешно развивающейся экономикой, занимая первое место по темпа снижения задолженности федерального бюджета, второе — среди 30 крупнейших экспортеров по темпам роста стоимости объемов экспорта, четвертое — по темпам роста ВВП на душу населения, шестое — по темпам рост промышленного производства, седьмое — но темпам роста ВВП [2] .

В настоящее время проблемы оценки инвестиционного потенциала региона рассматриваются достаточно широко. Существует множество методик, каждая из которых использует определенные подходы к формированию структуры факторов и методов оценки.

Методика Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ и РАН (авторы — И. И. Райзман, И. В. Гришина, А. Г. Шахназаров и другие), согласно которой структурными элементами инвестиционного климат региона являются инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, инвестиционная привлекательность и активность.

Методика рейтингового агентства «Эксперт РА» заключается в использовании двух составляющих инвестиционной привлекательности регионов: инвестиционног потенциала и инвестиционного риска.

Методика анализа факторов, основанная на построении моделей: факторных и регрессионных [3] . Регрессионный анализ делает акцент на выявлении веса каждог факторного признака, воздействующего на результат, на количественную оценк чистого воздействия данного фактора. Акцент в факторном анализе делается на исследовании внутренних причин, формирующих специфику изучаемого явления, на выявлении обобщенных факторов. Факторный анализ не требует априорного разделения признаков на зависимые и независимые. Все признаки в нем рассматриваются ка равноправные. Задача факторного анализа: нахождение минимального числа существенных факторов, описывающих явление, и построение обобщенного индекса, значения которого определяются факторными весами объектов.

Однако необходимо учитывать масштабы Российской Федерации. Многообразие территориальных образований требует оценки инвестиционной привлекательности России не в целом, а в разрезе субъектов Федерации Это позволит получить реальную характеристику инвестиционного климата. Инвесторы смогут конкретно определить регионы, благоприятны для вложений, а руководство регионов сумеет выявить слабые места и принять меры по улучшению инвестиционной привлекательности и стимулированию инвестиционной активности.

Наиболее существенные региональные конкурентные преимущества или, наоборот, слабости в конкурентных позициях с точки зрения оценк перспективы привлечения инвесторов выявляются позиционирование регионов в системе инвестиционно значимых факторов, т.е. факторов формирующих активность инвесторов в регионах. Состав инвестиционн значимых факторов одинаков для всех субъектов Федерации и регулярн уточняется на основании применения логических и математических критериев в связи с необходимостью адекватного отражения особенностей социально-экономического развития России.

В качестве составляющих при анализе инвестиционной привлекательности регионов России приняты три в значительной степени самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционное законодательство.

Определение инвестиционного потенциала. Любой регион может представлять интерес для потенциальных инвесторов только в том случае, если он для них обладает инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная привлекательность определяется посредством оптимального сочетани экономических, политических, социальных, финансовых, организационных, правовых факторов. Эти факторы в совокупности мотивируют инвесторов к вложению средств в реальный сектор экономики на воспроизводство основных фондов [4] . Инвестиционный потенциал (инвестиционна емкость территории) складывается как сумма объективных предпосыло для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объекто инвестирования, гак и от их экономического «здоровья». Потенциал стран или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающа основные макроэкономические показатели, потребительский спрос населения, насыщенность территории факторами производства (природным ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.)В и др. Инвестиционный потенциал региона в соответствии с методико журнала «Эксперт» складывается из семи частных: 1) ресурсно-сырьевог (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов) потенциала; 2) производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения); 3) потребительског (совокупная покупательная способность населения); 4) инфраструктурного (экономико-географического положения и его инфраструктурной обеспеченности; 5) интеллектуального (образовательный уровень населения);В 6) институционального (степень развития ведущих институтов рыночно экономики); 7) инновационного (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).

В 2020 г. Национальным рейтинговым агентством (НРА) в рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России были включены 80 из 85 субъектов РФ. Показатели Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов учитывались при выставлении рейтинговой оценки Тюменской области; показател Ненецкого АО включены в оценку Архангельской области. Республика Крым и горо Севастополь, включенные в состав РФ в марте 2020 г., в рейтинге не оценивалис из-за отсутствия достаточного количества сопоставимых статистических данных.

При составлении рейтинга использовались статистические данные Росстата, Банка России, Министерства финансов РФ и других ведомств за 2020 г. с учето событий и тенденций 2020 г. Рейтинг свидетельствует о сохранении высокой дифференциации регионов России по уровню инвестиционной привлекательности Выделены два ключевых драйвера роста инвестиционной привлекательности регионов. Первый — базовые преимущества региона — богатые запасы природных ресурсов, столичный статус, высокая численность населения, выгодное географическо положение. Второй — активная деятельность региональных властей но созданию благоприятного инвестиционного климата. Максимальные объемы частных инвестици поступают в регионы, обладающие комбинацией названных преимуществ. Например Республика Татарстан является привлекательной для инвестиций как в добывающи сектор экономики, так и в высокотехнологичные отрасли (благодаря развитой инновационной инфраструктуре и благоприятному деловому климату).

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России в 2020 г., выполненный НРА, представлен в табл. 13.3 [5] .

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России

Характеристика регионов — субъектов РФ

ICI — высокая инвестиционная привлекательность —В первы уровень —

Эта статья вас УДИВИТ:  InsiderGroup
Самые честные и надежные брокеры бинарок:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Основы торговли бинарными опционами