Регулирование финансовых рынков

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Финансовый рынок

Финансовый рынок: понятие, структура. Роль фондового рынка в формировании денежных средств

Финансовый рынок является неотъемлемой частью совершенной рыночной экономики, которая, в свою очередь, представляет собой систему организации национального хозяйства, основанную на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

В отечественной литературе можно найти несколько определений финансового рынка.

Например, финансовый рынок — это «сфера функционирования финансово-кредитного механизма».

И.Т.Балабанов считает, что финансовый рынок — это «сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов)».

На этом финансовом рынке происходит перераспределение капитала между кредиторами (сберегателями) и заемщиками (инвесторами). Поскольку в рыночной экономике большинство сбережений осуществляется домохозяйствами, а большинство инвестиций — фирмами, назначение финансового рынка состоит в трансформации сбережений в инвестиции.

Финансирование инвестиций за счет сбережений осуществляется:

  1. на рынке ценных бумаг — через каналы прямого финансирования (продажу акций и облигаций домохозяйствам — сберегателям).
  2. на рынке денег — через каналы косвенного финансирования с помощью финансовых посредников-банков, пенсионных фондов, страховых компаний.

На финансовом рынке устанавливается равновесие, если

S + ΔМ = I , (15)
где S — сбережения; ΔМ — прирост денежной массы; I — инвестиции.

Лучшие платформы бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Финансовый рынок состоит из взаимосвязанных сегментов, каждый из которых является относительно независимой рыночной структурой и элементом механизма ценообразования (рис. 11.1).

Национальный финансовый рынок складывается из трех относительно самостоятельных сегментов:

  • обращающихся наличных денег и других краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т. п.);
  • ссудного капитала в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых заемщикам финансово-кредитными учреждениями; ценных бумаг различного типа и назначений;
  • внебиржевой (первичный) и биржевой секторы, а также «уличный» сектор.

Фондовый рынок объединяет большую часть финансового рынка, он основывается на деньгах как на капитале.

В целом место фондового рынка представлено на рис. 11.2.

Фондовый рынок выполняет целый ряд функций, которые условно можно разделить на общерыночные (присущие обычно каждому рынку) и специфические (отличающие данный рынок от всех других).

К общерыночным функциям относятся:

  • коммерческая — получение прибыли от операций на данном рынке;
  • ценовая — формирование рыночных цен, их постоянное движение;
  • информационная — доведение до своих участников необходимой рыночной информации;
  • регулирующая (создание правил торговли и участия в ней; разрешение споров между участниками, контроль и управление).

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести:

  • перераспределительную функцию, которая в свою очередь может быть разбита на три подфункции:
    • перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
    • перевод сбережений (прежде всего населения) из непроизводительной в производительную форму;
    • финансирование дефицита государственного бюджета на безинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;
  • функцию страхования ценовых и финансовых рисков (или хеджирование). Данная функция стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Информационная функция для всех участников фондового рынка весьма важна. Ситуация на фондовом рынке сообщает вкладчикам информацию об экономической конъюнктуре и дает им ориентиры для размещения своих капиталов. Данная информация представлена в курсовой стоимости ценных бумаг.

Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке. С этих позиций выделяют:

  • первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами в соответствии с определенными правилами и требованиями;
  • вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги;
  • организованный рынок — обращение ценных бумаг на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников рынка;
  • неорганизованный рынок — обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил;
  • биржевой рынок — торговля ценными бумагами на фондовых биржах. Это всегда организованный рынок;
  • внебиржевой рынок — торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Может быть организованным и неорганизованным;

Торговля ценными бумагами осуществляется на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок;

  • кассовый рынок (иностранное название: «кэш»-рынок, или «спот»-рынок) — рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1–2 рабочих дней;
  • срочный рынок — рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня (чаще всего срок исполнения 3 месяца).
  • Финансовые инструменты фондового рынка

    Роль (финансового) фондового рынка заключается в формировании условий для дополнительного обеспечения хозяйствующих субъектов и органов государственной власти необходимыми финансовыми ресурсами посредством купли-продажи финансовых инструментов.

    Финансовый инструмент — любой контракт, с помощью которого происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого.

    Различают первичные финансовые инструменты, представленные разновидностями ценных бумаг, и производные финансовые инструменты, представленные финансовыми деривативами (дериватами).

    Ценная бумага — финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

    В соответствии с Гражданским кодексом ценные бумаги подразделяются на предъявительские, ордерные и именные.

    Предъявительская ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется непосредственно на ней самой, а ее обращение не нуждается ни в какой регистрации.

    Именная ценная бумага — это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на ее бланке и (или) в ее реестре собственников.

    Ордерная ценная бумага сочетает в себе черты и предъявительской, и именной бумаги, то есть в ней зафиксировано не только имя владельца, но владелец может передать право владения своим приказом (ордером) другому лицу.

    С точки зрения обращения предъявительская ценная бумага имеет существенные преимущества перед именной, поскольку процесс перехода прав на капитал совершается «мгновенно».

    С точки зрения безопасности и прозрачности операций преимущество у именных ценных бумаг, так как они позволяют выявить ее владельца и все операции с ней становятся доступными для налогообложения со стороны государства.

    Сегодня ценные бумаги также могут считаться формой существования капитала, наравне с классическими: денежной, производительной и товарной.

    Первичные финансовые инструменты:

    • акции — долевые ценные бумаги, подтверждающие право их владельца участвовать в управлениихозяйственным обществом, распределении прибыли последнего и получении доли имущества, пропорциональной его вкладу в уставный капитал;
    • облигации — ценные бумаги, которые подтверждают обязательство эмитента возместить владельцам их номинальную стоимость в определенный срок с уплатой фиксированного процента, если только иное не предусмотрено условиями выпуска облигации;
    • казначейские обязательства — вид государственных ценных бумаг, которые выпускаются Министерством финансов РФ и используются в качестве средства оплаты по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятиями и отраслями;
    • вексель — денежное обязательство должника строго установленной формы, дающее его владельцу безусловное право при наступлении срока требовать от должника или акцептанта уплаты оговоренной в нем суммы (казначейские — выпускаются органами государственной власти; коммерческие – компаниями в оплату товаров и услуг);
    • чек — денежный документ, составленный в установленной законом форме, содержащий приказ владельца лицевого счета, выписавшего чек, о выплате владельцу последнего обозначенной в нем денежной суммы;
    • депозитный сертификат — письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющее праве владельца – юридического лица на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему;
    • сберегательный сертификат банка — письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее праве владельца — физического лица на получение по истечении установленного срока суммы вклада и дохода. Сертификат может выдаваться на определенный срок или до востребования.
    Эта статья вас УДИВИТ:  Воспари бинарные опционы официальный сайт в 2020

    Вторичные (производные) финансовые инструменты – финансовые деривативы, они возникли в результате трансформации традиционных финансовых отношений, связанных с приобретением прав собственности и кредитных операций.

    Финансовые деривативы дают право на другой инструмент, они отличаются тем, что:

    • их существование поставлено в зависимость от существования базового актива;
    • их обращение зависит от базового актива;
    • их цена зависит от цены базового актива.

    Производные финансовые инструменты:

    • хеджирование — способ страхования (компенсации) возможных потерь от наступления определенных финансовых рисков: страхование цены товара от риска нежелательного для продавца падения либо невыгодного покупателю увеличения цены, посредством создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств;
    • форвардный контракт — соглашение о куплепродаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем (в соответствии с контрактом продавец обязан поставить в определенное место и срок определенное количество товара или финансовых инструментов);
    • фьючерсный контракт (фьючерс) — разновидность ценных бумаг, нацеленных на получение выигрыша от изменения цен (по содержанию он привязан к конкретному месяцу исполнения и свободно обращается на фондовом рынке);
    • своп — договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек; причина создания данной ценной бумаги — упрощение механизма расчета между сторонами хозяйственной операции (в процессе операции стороны перечисляют друг другу лишь разницу процентных ставок от оговоренной суммы);
    • опцион — одна из разновидностей фьючерсов, однако в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опционы не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива. Опцион дает право исполнить контракт в течение оговоренного срока, субъект может отказаться от контракта либо продать опцион другому лицу до истечения срока контракта;
    • операции REPO (repurchase agreement) — договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств или средств под ценные бумаги (иногда его называют договором об обратном выкупе ценных бумаг);
    • варрант — это право приобрести акции компании по определенной цене в будущем.

    Каждый производный финансовый инструмент в своем роде уникален, его использование призвано способствовать достижению определенных целей, ради которых он придуман.

    Государственное регулирование финансового рынка

    Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.

    • всех участников финансовых операций;
    • все виды деятельности;
    • все виды операций на финансовом рынке.
    • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
    • регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;
    • общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

    Цели регулирования финансового рынка:

    • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    • в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
    • воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.

    Процесс регулирования финансового рынка включает три стадии (рис. 11.3).

    Основными принципами регулирования РЦБ являются:

    • разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;
    • выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);
    • обеспечение конкуренции между участниками рынка;
    • обеспечение гласности нормотворчества;
    • соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования финансового рынка и учет опыта мирового рынка.

    Регулирование финансового рынка осуществляется в форме государственного регулирования и саморегулирования (рис. 11.4).

    Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему:

    • идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения);
    • концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития;
    • установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
    • контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
    • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
    • формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхованияинвестиций);
    • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).

    Структуру органов государственного регулирования финансового рынка составляют:

    1. высшие органы государственной власти:
      • Государственная дума;
      • Президент;
      • Правительство.
    2. специальные институты финансового регулирования:
      • Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаги и регулирует их обращение;
      • Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям;
      • Антимонопольный комитет устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением;
      • Департамент страхового надзора регулирует деятельность на финансовом рынке страховых компаний и страхование финансовых активов.

    Косвенное или экономическое управление финансового рынка осуществляется через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы, государственную собственность и ресурсы.

    Основные направления косвенного регулирования:

    • контроль за денежной массой в обращении и объемами предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
    • изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
    • гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора);
    • внешнеэкономическая политика (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения);
    • внешнеполитическая деятельность – развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия.

    Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.

    Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:

    • рыночное саморегулирование — это самонастройка процессов финансового рынка под влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;
    • административное саморегулирование — средство формирования саморегулируемых организаций.

    Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками финансового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, что выражается в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

    В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являются организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

    Профессиональные участники финансового рынка — это юридические лица, в том числе кредитные организации, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют различные виды деятельности, вступая в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относятся:

    • организаторы финансового рынка (биржи);
    • профессиональные посредники;
    • информационные агентства.

    Видами профессиональной деятельности на фондовом рынке являются:

    • брокерская деятельность;
    • дилерская деятельность;
    • деятельность по управлению ценными бумагами;
    • деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
    • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
    • депозитарная деятельность;
    • деятельность по организации торговли ценными бумагами.
    Эта статья вас УДИВИТ:  Школы бинарных опционов

    Разновидностью организатора профессиональной деятельности является фондовая биржа. Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа организует куплю-продажу ценных бумаг, ее задачами являются:

    • предоставление места для рынка, то есть места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;
    • выявление равновесной биржевой цены;
    • аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче прав собственности;
    • создание механизма для беспрепятственного разрешения споров;
    • обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Выполнение функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые прошли листинг.

    Листинг — это предпродажная проверка качества и надежности ценных бумаг, предлагаемых для включения в котировальный лист на фондовой бирже.

    Требования для проверки ценных бумаг фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

    Саморегулирование финансового рынка направлено, в конечном счете, на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и эстетических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций.

    Тема 13. Государственное регулирование финансового рынка

    1. Сущность, функции и принципы регулирования финансового рынка
    2. Цели финансового регулирования
    3. Виды регулирования финансового рынка

    4. Методы финансового регулирования.

    1. Сущность, функции и принципы регулирования финансового рынка

    Под регулированием финансового рынка понимается упо­рядочение отношений, возникающих в процессе деятельности на нем всех его участников, а также осуществление операций между ними со стороны организаций, уполномоченных на эти действия, охватывает всех его участников, все виды деятельно­сти и все виды операций.

    Оно проводится в целях выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности каждого профессионального участника финансового рынка по ряду направлений, начиная от регистрации выпуска ценных бу­маг и завершая правами органов государственного управления по регулированию финансового рынка.

    Зарубежный опыт стран с развитой экономикой показывает, что государство должно выполнять такие основные функции, как:

    • разработка концепции развития финансового рынка и программы ее реализации;

    • совершенствование и разработка законодательных актов для развития финансового рынка;

    • разработка норм функционирования рынка и периодическое их обновление;

    • контроль над финансовым состоянием инвестиционных институтов..

    Процесс регулирования распространяется как на первич­ный, так и на вторичный рынки. На первичном задача государ­ственного регулирования заключается в поддержании единых требований при выпуске финансовых инструментов в обраще­ние и их регистрация, На вторичном рынке проводится аттеста­ция профессиональных участников рынка и выдача квалифика­ционных свидетельств, а также выдача лицензий на право осу­ществления деятельности на финансовом рынке.

    1. Цели финансового регулирования

    Целями регулирования финансового рынка являются:

    – поддержание порядка, создание нормальных условий для работы всех участников финансового рынка;

    – защита участников от недобросовестности и мошенничест­ва отдельных лиц или организаций;

    – обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на финансовые инструменты на основе спроса и предложения;

    – создание эффективного финансового рынка, имеющего стимулы для предпринимательства и адекватное вознаграждение риска;

    – организация новых рынков, поддержка их структур, на­чинаний и нововведений;

    – воздействие на рынок в целях достижения общественных целей

    Для эффективного регулирования финансового рынка не­обходимо руководствоваться следующими принципами:

    – разделение подходов в регулировании отношений эмитентов, инвесторов и профессиональных участников;

    – максимальное раскрытие информации обо всех;

    – оптимальное распределение функций регулирования между государственными и негосударственными орга­нами;

    – гласность и разделение полномочий при разработке законодательных и нормативных актов

    1. Виды регулирования финансового рынка

    Регулирование финансового рынка может осуществляться нескольким способами. На практике принято выделять следую­щие его виды:

    1. С точки зрения целей и способов:

    2. В зависимости от стороны, осуществляющей регулирование;

    – регулирование со стороны профессиональных участников финансового рынка или саморегулирование рынка;

    3. В зависимости от методов регулирования:

    – прямое, или административное;

    косвенное, или экономическое

    Внешнее регулирование основывается на выполнении зако­нодательных и нормативных актов страны, обеспечивающих нормальное функционирование всех институтов рынка. Внут­реннее регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка собственных нормативных документах: уста­вах, правилах, положениях, должностных инструкциях. Кроме того, на макроэкономическом уровне внутренним регулирова­нием для данной страны будет выполнение всех законов и нор­мативов самого государства, а внешним — выполнение норма­тивных актов международного характера.

    Государственное регулирование — это регулирование отно­шений, складывающихся на финансовом рынке, уполномочен­ными органами государственной власти. В частности, в Россиия е его осуществляют Аппарат Президента , Правительст­во, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Министерство финансов , Государственный комитет по антимонопольной политике, Ми­нистерство юстиции и др.

    Государственные органы регулирования стремятся к фор­мированию всеми участниками рынка принципа саморегулиро­вания путем передачи ряда полномочий непосредственно им самим. Но в то же время государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.

    В свою очередь государственное регулирование может про­исходить в виде прямого вмешательства в его функционирова­ние (административное регулирование) либо в виде мер по кос­венному воздействию на рынок (экономическое регулирование).

    4. Методы финансового регулирования.

    Методами прямого регулированияявляются:

    — издание норма­тивных правовых актов, устанавливающих обязательные требо­вания к деятельности субъектов финансового рынка;

    — регистра­ция выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроль за соблю­дением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

    — лицензирование деятельности профессиональных участников, фондовых бирж, а также организаций, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли финансовыми инструментами, обращающимися на внебиржевом рынке;

    — кон­троль за деятельностью профессиональных участников финан­сового рынка и применения соответствующих санкций за нару­шение законодательства;

    — выявление и принятие мер по привле­чению к ответственности лиц, нарушающих законодательство на финансовом рынке, а также организация системы по повы­шению профессионального и образовательного уровней участ­ников финансового рынка.

    Косвенное регулированиефинансового рынка проводится государством через находящиеся в его распоряжении экономиче­ские рычаги, к которым относятся налоговая политика; денежная политика; государственные капиталы; государственная собствен­ность и ресурсы; внешнеэкономическая политика, а также внеш­неполитическая деятельность.

    В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» органы государственного регулирования призваны решать такие задачи, как:

    — установление обязательных требований к деятельности эми­тентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

    — регистрация выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

    — лицензирова­ние деятельности профессиональных участников финансового рынка;

    — создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участ­никами финансового рынка;

    — запрещение и пресечение деятель­ности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без лицензий, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников фи­нансового рынка.

    В некоторых странах регулирование финансового рынка яв­ляется преимущественной функцией государства и лишь не­большую часть полномочий передают объединениям профессиональных участников финансового рынка, как, например, во Франции. В других — максимально возможный объем полномо­чий передается саморегулирующим организациям, а за государ­ством сохраняются основные контрольные вопросы. Такая сис­тема сложилась, например, в Великобритании и Японии.

    Саморегулирование — это регулирование финансового рынка со стороны объединений профессиональных участников рынка. Оно призвано защищать интересы участников финансового рынка, и может включать в себя разработку обязательных правил осуществления профессиональной деятельности, профессио­нальной подготовки кадров, установление требований, обяза­тельных для работы на финансовом рынке и др.

    Общественное регулированиетакже играет немаловажную роль. Оно представляет собой регулирование через обществен­ное мнение.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что представляет собой регулирование финансового рынка?

    Эта статья вас УДИВИТ:  Что такое фьючерсы и опционы примеры и отличия

    2. Каковы основные виды регулирования финансового рынка?

    3. В чем заключается государственное регулирование финансового
    рынка?

    4. В чем заключается саморегулирование финансового рынка?

    5. В чем заключается общественное регулирование финансового
    рынка?

    Рекомендуемая литература: №№ 1-3,7,8,14,15

    Дата добавления: 2020-05-26 ; Просмотров: 4508 ; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

    4.1. Система регулирования финансового рынка: цель, принципы и структура.

    4.2. Международно-правовое регулирование финансового рынка.

    4.3. Государственно-правовое и институционально-правовое регулирование финансового рынка.

    4.4. Государственное регулирование финансового рынка Украины.

    Система регулирования финансового рынка: цель, принципы, модели и структура

    Важным условием успешного функционирования финансового рынка является эффективная система его регулирования, охватывает всех участников рынка и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами. Финансовый рынок — это рынок доверия. Честность и открытость эмитентов и посредников, на которых базируется доверие инвесторов, — величайшие ценности на этом рынке. Он быстро растет и успешно развивается только тогда, когда всем его участникам хорошо видимые их перспективы.

    Эффективный надзор за финансовым рынком является ключевым элементом сильного экономической среды, в котором финансовая система играет основную роль в осуществлении платежей и перераспределения капиталов. Эффективный надзор за деятельностью на финансовом рынке является важным инструментом, которым рынок сам себя обеспечить не в состоянии, а вместе с эффективной макроэкономической политикой является основным для обеспечения финансовой стабильности в Украине.

    Основой эффективной системы регулирования финансового рынка выступают:

    1) защита инвесторов . Инвесторы должны быть защищены от действий, вводящих в заблуждение, махинаций или мошенничества, включая инсайдерскую торговлю, торговлю с опережением клиентов и злоупотребление активами клиентов;

    2) снижение системного риска . Регуляторы должны способствовать и учитывать эффективное обращение с риском и обеспечивать то, чтобы капитал и другие разумные требования были достаточны для соответствующего риска, делать возможным поглощения потерь и сдерживать чрезмерный риск. Крайне необходимо эффективный и точный процесс клиринга и расчетов, должным образом контролируется и использует эффективные инструменты обращения с риском;

    3) обеспечение надежности, безопасности, ликвидности, упорядоченности, справедливости, эффективности и прозрачности финансового рынка . Регулирование должно выявлять, не допускать и наказывать за манипулирование рынком и другие недобросовестные приемы торговли. Регулирование должно способствовать эффективности рынка (распространение существенной информации должно быть своевременным и широкомасштабным и отражаться в процессе ценообразования). Регулирование должно обеспечивать высокие уровни прозрачности (информация о торговле должен предоставляться общественности в реальном времени).

    Рынок является надежным и безопасным, если инфраструктура по обслуживанию заключенных соглашений обеспечивает надежность процесса расчетов по сделкам с финансовыми активами и хранения ценных бумаг и денежных средств. Важнейшим фактором при определении, имеют инвесторы доверие к рынку, является их доверие к основным элементам инфраструктуры финансового рынка. Инвесторы не будут рассматривать возможность инвестирования на рынке, если они не уверены, что инфраструктура этого рынка является прочной, прозрачной, справедливой и работает в соответствии с четкими правилами. Не имеет значения, насколько прибыльным является предприятие, если инвестор не уверен в том, что владение акциями предприятия будет закреплен должным образом и он сможет продать акции, когда пожелает.

    Решающим для инвесторов является наличие ликвидности. Она создается в результате надлежащего поведения организаторов торговли и правительства и учитывает множество факторов, влияющих на порог минимальных затрат, необходимых для участия на рынке, включая: требования к листингу, налоговую политику, возможность репатриации капитала, прозрачность ценообразования, правила торговли, ограничения для инвестиций , процедуры клиринга и расчетов, кастодиальный защиту и тому подобное. Поддержание ликвидности рынка требует постоянных и настойчивых усилий всех участников процесса и является очень сложной задачей.

    Ликвидность и прозрачность также могут быть повышены за счет разработки новых более агрегированных фондовых индексов и совершенствование имеющихся. Индексы дают возможность инвесторам оценить общее состояние рынка и могут увеличить объемы торговли ценными бумагами, включенные в индексов. Со временем новые индексы позволят инвесторам хеджировать общерыночные риски, поощряя участие на рынке, что увеличит его ликвидность. Создание различных уровней листинга повышает ликвидность рынка путем снижения затрат инвесторов на анализ имеющейся информации о ценных бумагах, включенных в разные уровни листинга.

    Целью регуляторов должно быть повышение эффективности рынка путем совершенствования системы предоставления информации, прежде всего из-за улучшения раскрытия информации эмитентами. Это означает предоставление более полных и правдивых регулярных и специальных отчетов, которые затем должны предаваться гласности. Кроме того, следует поощрять эмитентов к раскрытию информации, которая может повлиять на цену ценных бумаг, через пресс-релизы непосредственно для рынка. Также следует развивать институты совместного инвестирования и другие виды институциональных инвесторов — страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, которые в развитых странах повышают эффективность рынка благодаря большим объемам своих активов, значительным ресурсам и высокой квалификации персонала, обеспечивающего им лучший доступ к информации и квалифицированный ее анализ .

    Для того, чтобы создать атмосферу доверия к предпринимательской деятельности, весьма важно для развития финансового рынка, необходимо обеспечить одинаковое и справедливое отношение ко всем участникам рынка. Всем участникам на равных условиях должен предоставляться доступ к рыночным возможностей, на одинаковых условиях на них накладываются санкции и применяться нормативные акты.

    Рынок также должно быть упорядоченным, что означает адекватность правил защиты клиентов на рынке, правил проведения торгов, механизмов мониторинга рынка и правоприменения. Хорошо организованные рынки имеют четкие правила защиты клиентов, которые запрещают манипулирование и злоупотребления (например, торговлю с опережением клиентов, инсайдерскую торговлю, рыночное манипулирование и нечестные методы торговли), а также правила торговли, согласно которым торговцы должны иметь соответствующий размер собственного капитала; не могут разрывать уже заключенные соглашения и не придерживаться твердых котировок. Выполнение этих правил должно быть обеспечено мерами принуждения, требует полномочий по осуществлению мониторинга рынка, проведение расследований и наложения санкций.

    Для реализации указанных целей необходимо создание стройной системы регулирования финансового рынка, которая должна включать следующие основные элементы:

    — Создание нормативно-правовой базы;

    — Государственной регистрации финансовых институтов;

    — Аттестацию специалистов финансового рынка;

    — Лицензирование деятельности профессиональных участников;

    — Контроль за деятельностью на финансовом рынке и применения санкций за нарушение порядка работы на нем.

    Регулирование рынка должно осуществляться на следующих принципах:

    — Подзаконность, то есть контроль и надзор за финансовым рынком должны осуществляться в рамках конкретных полномочий, предоставленных законодательством;

    — Систематичность, то есть иметь регулярный характер;

    — Своевременность, то есть проводиться своевременно;

    — Всесторонность, то есть контроль и надзор должны охватывать наиболее важные вопросы, распространяться на всех и их структурные подразделения;

    — Глубина, то есть проверке должны подвергаться не только те участники рынка, которые имеют недостатки в своей работе, но и те, что исправно работают;

    — Объективность, то есть исключать предвзятость;

    — Гласность, то есть результаты контроля и надзора должны быть известны тем, кто подлежал контроля и надзора;

    — Результативность (действенность), то есть сопровождаться конкретными мерами по устранению недостатков;

    — Динамичность, то есть система регулирования должна быстро реагировать на все изменения на рынке, проявлять готовность периодически пересматривать политику и практику надзора с учетом новых изменений и тенденций на рынке.

    В то же время следует соблюдать установления оптимального уровня регулирования финансового рынка, предполагает: во-первых, снижение цены регулирования, а во-вторых, уменьшение затрат финансовых ресурсов участников рынка относительно выполнения нормативных требований органов государственной исполнительной власти.

    В мировой практике различают международно-правовое, государственно-правовое и институционально-правовое регулирование.

    Самые честные и надежные брокеры бинарок:
    • Бинариум
      Бинариум

      1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
      Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
      Заберите свой бонус за регистрацию:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Основы торговли бинарными опционами