Стратегии управления бюджетом

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Бюджетирование как инструмент управления стратегией предприятия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале

Другие публикации по этой тематике:

Поделиться этой страницей:

Издательство «Креативная экономика» — новые знания, проверенные экспертами!
Мы выпускаем рецензируемые журналы и монографии по экономике с 2000 года.

Использование материалов сайта

Внимание!
Все материалы, опубликованные на сайте, являются объектами авторских прав.
Копирование любой части текста допускается только с письменного разрешения ООО Издательство «Креативная экономика».

Сущность стратегически ориентированного бюджетирования

Стратегическое планирование дает возможность оценить текущую ситуацию и, как следствие, планировать будущее. В мире быстрых перемен стратегическое мышление становится основой успеха.

Лучшие платформы бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

После формирования стратегии возникает проблема ее реализации, доведения до исполнительного уровня, а также перевода стратегических планов в плоскость конкретных мероприятий по их достижению. Решению этих проблем способствует процесс бизнес-планирования.

Бизнес-план – это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития компании, разрабатываемое на основе ее стратегии. Он является общепринятой в мировой практике методикой разработки и формой представления конкретных перспектив деятельности и средств их достижения, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности компании и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса ее собственного экономического интереса и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

В целях определения пользователей информации бизнес- планы можно подразделить на два типа:

  • – бизнес-план для предоставления кредиторам, инвесторам, партнерам в основном в целях привлечения финансовых средств. Обычно это бизнес-планы определенных проектов. Такой бизнес-план обосновывает эффективность вложения средств в проект и их возвратность;
  • – корпоративный бизнес-план, предназначенный для компании, является более детальным и объективно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности компании. Его написание помогает выявить многие проблемы, связанные с реализацией выбранной стратегии. Точное планирование – одна из наиболее важных составных частей успешного бизнеса.

Создание корпоративного бизнес-плана – это поэтапный процесс развертывания стратегии до конкретных инициатив и мероприятий. При этом конкретизируется, как менеджмент компании будет ее реализовывать, какие методы и технологии будут применяться. Другими словами, корпоративный бизнес-план – это детальная программа сформулированной стратегии компании.

Основным инструментарием перевода целевых показателей бизнес-плана в систему управления бизнес-процессами считаются механизмы плановых и бюджетных заданий, нормирования, лимитирования и определения логики взаимосвязи бюджетов. Комплексная взаимосвязанная система плановых бюджетов определяет тактику ближайших действий. Фактические бюджеты и их анализ позволяют оперативно отслеживать, выполняются ли бюджетные задания, нормы и лимиты, т.е. соответствует ли достигнутое состояние запланированному сценарию. Стратегическое планирование, бизнес-планирование и бюджетирование являются этапами при определении и обосновании целей деятельности компании и средств их достижения наряду с конкретной технологией управления компанией по движению к намеченным целям.

Эта статья вас УДИВИТ:  Словарь терминов по Бинарным опционам

Внедрение стратегически ориентированного бюджетирования приводит к радикальным изменениям. Контроль фактического исполнения планов обеспечивает возможность оперативного перераспределения ресурсов в случае изменения ситуации, не предусмотренной планами. Краткосрочные выгоды от внедрения бюджетирования состоят в повышении эффективности использования оборотного капитала и, в конечном счете, в росте прибыли. В долгосрочной перспективе компания выигрывает от повышения «прозрачности» бизнеса и возможности принимать более обоснованные инвестиционные решения, в результате чего возрастает отдача на инвестиции.

Стратегия является основной направляющей силой компании. Она указывает, в каком направлении нужно двигаться компании, чтобы достигнуть поставленных целей. Бюджетирование же детализирует и конкретизирует этот путь. Детализация в первую очередь затрагивает количество необходимых для решения поставленных стратегических задач разнообразных ресурсов. В процессе бюджетирования определяется потребность в этих ресурсах в количественном и качественном выражении. Поэтому грамотно выстроенная система бюджетов является действенным инструментом управления и способствует повышению эффективности производства.

Стратегия – это долгосрочная целевая концепция, формирующая траектории развития предприятия и определяющая распределение ресурсов между этими траекториями. Она не может быть реализована, если не подкреплена соответствующими ресурсами, в том числе денежными. Денежные и натуральные показатели распределения ресурсов находят выражение в бюджете (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Связь стратегии с бюджетированием

Цель стратегически ориентированного бюджетирования – адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, создание потенциала рентабельности па перспективу.

Задачи стратегически ориентированного бюджетирования таковы:

  • – правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в научно-технической, экономической и социальной областях;
  • – предвидеть опасности и новые возможности;
  • – выработать стратегию фирмы, позволяющую справиться с опасностями и использовать возникающие возможности.

В основе разработки стратегий лежат: SWOT-анализ; формулировка целей; формулировка стратегий; разработка стратегий; реализация стратегий.

С точки зрения бюджетирования SWOT-анализ является эффективным инструментом определения показателей стратегического бюджета и прежде всего таких его частей, как инвестиционный и финансовый бюджеты. Формирование этих бюджетов в результате данного анализа учитывает внутренние и внешние факторы, влияющие на будущее компании. Благодаря такому анализу предприятие может выбрать необходимое ему направление развития в зависимости от размера располагаемых им ресурсов. Если на данном этапе развития предприятия ресурсы имеются в недостаточном для достижения поставленных целей количестве, система бюджетов позволяет сопоставить требуемые затраты и необходимые ресурсы со сроками достижения поставленных целей (рис. 5.4).

Эта статья вас УДИВИТ:  Binomo обзор брокера бинарных опционов

Рис. 5.4. Связь цели, стратегии, ее реализации и бюджетирования

Управление бизнес-процессами, опирающееся на систему бюджетов, органично встраивается в систему стратегического управления и помогает, осуществляя повседневную деятельность, реализовывать долгосрочную стратегию предприятия. Взаимосвязь бюджетирования со стратегическим управлением иллюстрирует рис. 5.5.

Рис. 5.5. Взаимосвязь стратегического и бюджетного управления

Процесс начинается с формирования бизнес-идеологии. Формирование бизнес-идеологии предполагает, прежде всего, формулировку миссии, в соответствии с которой будет определяться вся дальнейшая деятельность предприятия:

  • • будут поставлены цели, в том числе финансовые;
  • • разработана стратегия по их достижению;
  • • разработан план по реализации принятой стратегии.

Для первоначального запуска данного процесса предприятие использует свою организационную структуру. На базе оргструктуры с учетом распределения ответственности будет создана финансовая структура. После запуска процесса бюджетирования финансовый план превратится в бюджеты, которые будут рассчитываться каждым центром финансовой ответственности (ЦФО) и в результате консолидации которых будет получен бюджет компании в виде 3 основных прогнозных бюджетов – бюджета движения денежных средств (БДДС), бюджета доходов и расходов (БДР) и бюджета по балансовому листу (ББЛ). Их проанализируют на предмет того, как они ведут предприятие к поставленным целям, и после утверждения они станут рабочим документом, по которому предприятие будет жить весь очередной запланированный период.

Таким образом, выполнение годового бюджета будет означать выполнение очередного этапа стратегического плана, и бюджетирование как оперативная система управления будет органично встроено в систему долгосрочного (стратегического) управления. Именно так управляются успешные компании во всем мире.

Интеграция стратегии и бюджетирования

Диагностика и анализ существующих систем бюджетного управления показывают, что некоторые системы низкоэффективны, чтобы обеспечить достижение целей предприятия. Под эффективностью в данном случае понимают степень реализации финансовых, маркетинговых, производственных и других целей организации.

По мнению многих топ-менеджеров, бюджетирование не способствует внедрению изменений в компании, ограничивает ее развитие. Основная причина — отсутствие связи между стратегическим и тактическим (бюджетным) уровнями управления, интеграции стратегии и бюджетов, поддержки процесса реализации стратегии финансовыми ресурсами. Чтобы устранить эту причину, на этапе годового планирования нужно увязать стратегию и бюджеты, то есть внедрить стратегически ориентированное бюджетное планирование.

Опыт показывает, что качество бюджетного планирования повышает процесс интеграции. Это происходит за счет перехода от процессного мышления к результативному. Например, средства выделяются не на функцию «маркетинг», а на обеспечение конкретного результата — увеличение продаж новым клиентам. Происходит более глубокая проработка логики планов, выстраивается четкая цепочка: цели — действия — ресурсы — результат.

Интеграция стратегии и бюджетирования начинается с построения стратегических карт. Стратегические карты — форма представления стратегии компании в виде сгруппированных стратегических целей и задач.

Эта статья вас УДИВИТ:  Бинарные опционы минимальный депозит, с маленькой суммой.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ

Стратегия в какой-либо форме существует у каждой организации. Вместе с тем любая попытка формализовать, представить стратегию в виде стратегических карт выявляет различия в ее понимании, появляются разногласия.

Чтобы избежать таких проблем, рассмотрим пошаговый алгоритм построения стратегических карт. Сделаем это на примере условной производственно-торговой компании «Коробочка», которая производит одноразовую пластиковую посуду.

Шаг 1

Разрабатываем архитектуру стратегических карт.

Определяем необходимые направления или перспективы деятельности, по которым будут группироваться стратегические цели. Выбираем направления «Финансы», «Рынок и клиенты», «Бизнес-процессы», «Инвестиции» (см. рисунок).

Направление «Рынок и клиенты» включает следующие разделы: «Рынок», «Клиенты», «Продукты», «Услуги», «Поставщики», «Имидж».

Направление «Бизнес-процессы» содержит разделы, соответствующие основным внутренним бизнес-процессам: «Управление маркетингом», «Управление продажами», «Управление производством и складом», «Управление закупками», «Управление транспортной логистикой», «Управление персоналом».

Направление «Инвестиции» содержит разделы, отражающие инвестиции в материальные и нематериальные активы: «Человеческий капитал», «Организационный капитал», «Информационный капитал», «Материальные активы».

Архитектура стратегических карт задает логику дальнейшего анализа причинно-следственных связей между целями и их балансировки. Чтобы получить финансовый результат, нужно знать:

  • рынок, на котором предприятие будет продавать свою продукцию;
  • целевую категорию клиентов на этом рынке;
  • ключевые продукты и услуги;
  • имидж, который будет создавать компания (путь 1).

Достичь целей по направлению «Рынок и клиенты» невозможно без изменения внутренних процессов (путь 2).

Для достижения финансовых целей при реализации финансовой стратегии роста эффективности нужно оптимизировать внутренние бизнес-процессы (путь 3).

Изменить внутренние процессы можно только за счет инвестиций в материальные и нематериальные активы компании (путь 4).

Шаг 2

Определяем задачи для достижения финансовой цели компании.

На данном этапе определяем и формулируем задачи, решение которых приведет к достижению основной цели. Задачи распределяются по направлениям.

Замечания

  1. Задачи формулируют в глагольной форме: повысить, сократить, увеличить и т. д. Это нужно, чтобы понимать вектор направленности изменений.
  2. Задачи не должны подменяться действиями. Например, внедрить 1С — действие, повысить степень автоматизации труда бухгалтерии — задача.
  3. Необходимо отслеживать стратегическую значимость задач, не опускаться на операционный уровень. Задачи не должны подменяться регулярно исполняемыми функциями.
  4. Задач не должно быть много, иначе рассеивается фокусировка стратегии.

Для удобства использования все задачи представлены в табличной форме по разработанному шаблону (см. табл. 1 в «Сервисе форм»).

Фрагмент разработанной стратегической карты приведен в табл. 2.

Таблица 2. Стратегическая карта развития ООО «Коробочка» на 2020 г.

Направление

Раздел

Задача

Код задачи

Финансы

Ф

Долгосрочная финансовая цель

Максимизировать ценность бизнеса для собственников

Самые честные и надежные брокеры бинарок:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — самый лучший брокер бинарных опционов за 3 года!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту на сумму 1000 $.
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Основы торговли бинарными опционами